Главная » 2018 » Февраль » 21 » Это все РЕВНОСТЬ…Часть.1

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими:
12:49
Это все РЕВНОСТЬ…Часть.1

Как узнать, что ваш старший ребенок ревнует к младшему

   В связи с активным продвижением демографической политики в стране, многие семьи стали положительно решать вопрос о рождении второго или последующих детей. В связи с этим у нас на индивидуальных консультациях все чаще стали звучать жалобы родителей о том, что поведение старшего ребенка изменилось. Он стал неуправляемым, агрессивным, непослушным, или, наоборот, стал вдруг несамостоятельным, стал отказываться делать то, что раньше умел сам делать легко. Все чаще итогом такой беседы становится вывод о том, что старшие дети остро  переживают чувство ревности по отношению к младшему братику или сестренке. Растерянность родителей перед таким проявлением детских чувств сводится к вопросу о том, как им правильно поступить и что делать, чтобы не навредить их любимому чаду?

 

   Сразу хочется отметить, что ревность между детьми – это нормальное явление с точки зрения психологии. Ревность — это боязнь нелюбви. Ребенок очень боится того, что важный для него человек (в большинстве случаев мама) будет отдавать свою любовь и внимание не ему, а кому-то другому. Детская ревность развивается вследствие смены приоритетов — теперь наш герой не в центре внимания, у него есть конкурент.
   Мы, психологи, считаем, что оптимальный диапазон разницы между появлением старшего и младшего ребенка в семье -5 лет. В возрасте пяти лет ребенок готов психологически отделиться от родителей, он уже имеет свое место вне семьи и хорошо сформированное «Я», поэтому ему легче пережить ущемление своей территории и прав. Однако даже при соблюдении такой разницы в возрасте между детьми вероятность  вспышки детской ревности тоже существует.

   Проявляться детская ревность может явно и скрыто. Чем ребенок младше, тем труднее ему понять, «а что я испытываю, что это за чувства такие?». У детей не развит навык выражения своих чувств. Поэтому  о наличие чувства ревности у ребенка будут свидетельствовать перемены в его поведении и настроении, состоянии здоровья.

   К явным проявлениям ревности у детей относятся такие поведенческие реакции:
- Агрессивность. Это может быть физическое воздействие (если это касается «детской» категории) — драки, стремление ущипнуть, толкнуть, отнять что-то. В общем, сделать больно. Эмоциональный прессинг — обиды, подначивание, обзывания, стремление оговорить, подговорить на что-то плохое, подставить. Или оба метода вместе.

-Гиперактивность

 Насторожить бдительных родителей должна и чрезмерная активность ребенка, которой до этого не наблюдалось. Сдвинутый с пьедестала любимец меняет тактику своего поведения в виде компенсации на ощущение ненужности. При этом новоиспеченный «живчик» не только не хочет угомониться, но и отказывается от еды, дневного сна, недавно любимых занятий (прогулок, игрушек, встреч с друзьями или родными, игр с домашним животным и т.д.). Он капризен и не может сосредоточиться на одном занятии.

- Невротические реакции

 У очень чувствительных детей ответом на ревностное отношение к изменению своего статуса в семье может быть не поведение, а реакция нервной системы. К примеру, истерия, заикание, нервные тики.

    На то, что ребенок переживает скрытые  ревностные чувства в себе, указывают следующие признаки:

  - Тревожность

Накопленный и сдерживаемый внутри негатив, обида, непонимание все равно вырываются наружу, несмотря на внешне спокойного ребенка. Это могут быть проблемы со сном — беспокойный, прерывистый сон, трудности при пробуждении или при подъеме. Среагировать может и пищеварительная система — плохим аппетитом, нарушениями пищеварения, сменой вкусовых пристрастий. Подключается и психика, возвращая старые страхи и придумывая новые. Пострадать может и успеваемость в школе.

- Смена настроения

Явный признак того, что ребенок испытывает стрессовую ситуацию — изменение в его эмоциональном поведении. Если ранее веселый и активный малыш вдруг стал грустным, пассивным и плаксивым, это скрытый позыв о том, что ему нужна помощь и внимание.

- Уход от самостоятельности

 Детское представление о мире подсказывает ему, что если он уподобится малышу, которому мама сейчас уделяет так много внимания, то она столько же времени будет уделять и ему. Очень часто старшие дети начинают сознательно «разучиваться» и «не уметь» делать то, что до появления нового члена семьи делали самостоятельно.  Родители на консультациях разочарованно сообщают о том, что старший ребёнок начинает мочиться в штаны, просить пустышку. Таким образом он старается перетянуть на себя родительское внимание. Дети могут говорить: «Я маленький, положи меня в люлечку, заверни меня». Вы должны быть готовы к тому, что это так и будет, и этого не надо пугаться, это нормальная реакция. Постарайтесь не отказывать ему в таких шалостях. Поверьте, такой интерес очень быстро пропадет, и первенец станет вести себя, как обычно. Ребенок все время ВНУТРИ СЕБЯ задает вопрос – а так же меня любят? А нет ли там чего получше для маленького? Хочешь зеленкой пупок – да не вопрос! Вот зеленка, намажем тебе пупок. Будет просить дать ему погремушки, одеть распашонки, - да, пожалуйста, меряй! И более того, надо всегда говорить: «Ах, как хорошо! Смотри-ка, маленький тебе ничего не жалеет, он тебя так любит! Погремушки дает, распашонки дает, в коляске дает покататься! Давай ему вот эту машинку дадим подержать?» Надо говорить: «Смотри, маленький ручками машет – это он с тобой здоровается! За пальчик схватил – хочет тебя потрогать, на тебя смотрит, улыбается тебе!» Еще можно по отношению к старшему ребенку применять такие маленькие хитрости, говорить: «О, смотри, какой у тебя братишка!», - т.е. играем на их чувстве собственности.

- Ухудшение здоровья

Внутренние переживания могут отразиться и на здоровье ребенка — он может чаще болеть простудными заболеваниями или страдать от обострений хронических болезней без видимых на то причин. А может использовать симуляцию или травмы для привлечения внимания.

   Родителям в первую  очередь  очень важно заметить перемены в поведении ребенка, понять самим, что же происходит с их ребенком. А потом помочь ему и себе принять эту ситуацию. Об этом дальше…

 

 

Психолог  ЦПППН Ясакова Н.А.

 

 

Просмотров: 59 | Добавил: Administrator
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: